Вернусь к теме лояльности, а если по-простому, то верности подчиненных.
Первый вопрос. Зачем?
60% крупнейших мировых корпораций из списка Fortune 500 за 1970 год до нашего времени закрылись или были поглощены. Средняя продолжительность жизни мелкого или среднего бизнеса гораздо короче. Вы и мы — это мелкая рыбешка, цель для каждого хищника.
БИЗНЕС — ЭТО ВСЕГДА ВОЙНА. Как на войне, мы не можем положиться на своих солдат. Они не хотят сражаться, а хотят жрать. Они не хотят умирать, а хотят домой, чтобы хвастаться медалями. Полный пофигизм наемников не дает менеджерам проводить серьезные операции. Лень, жадность, скандальность… Солдаты курят в коридоре, младшие офицеры ведут переговоры с противником о сдаче за абонемент в фитнес-клуб. В отличие от реальной войны, любой сотрудник в любой момент может перебежать к конкуренту. Ему можно создать проблемы, но нельзя расстрелять. Значит, предательство нужно предупредить.
Второй вопрос. Как?
На этой вечной бизнес-войне выжить сможет только фирма, чьи сотрудники испытывают к ней острые патриотические чувства. ПРЕДАТЕЛЬСТВО ФИРМЫ = ИЗМЕНА РОДИНЕ = ОТКАЗ ОТ СЕМЬИ. Государство может потребовать пожертвовать собой. Компания тоже должна иметь такую возможность. Но лучше, чтобы в нужный момент сотрудник это предложил сам! Как его для этого мотивировать?
Ваша компания должна стать племенем. Основной закон — служи своему племени, защищай его и ненавидь вражеское племя. Существование врага необходимо для общей мобилизации. ЕСЛИ ВРАГА НЕТ, ЕГО НАДО ПРИДУМАТЬ. В этом случае персонал будет понимать, что борется не только за свой карман, но еще за своих братьев, за своего вождя, за честный бизнес, за правое дело. На самом деле люди так любят воевать, что при наличии врага можно даже не сильно объяснять, почему с ним надо бороться.
«Человеку свойственно ненавидеть. Для самоопределения и мотивации людям нужны враги: конкуренты в бизнесе, соперники в достижениях, оппоненты в политике» — Сэмюэль Хантингтон, «Столкновение цивилизаций».
Третий вопрос. Кого?
Стартовая задача — назвать врага. Это легко сделать компании с ярко выраженным конкурентом. Boieng против Airbus, Microsoft против Apple. Для небольшой компании, работающей на широком рынке, это сделать сложнее. Выбирайте кого-то, кто перехватил у вас хоть самый мелкий заказ. Если таких нет, не заморачивайтесь, выбирайте по внешним признакам. Фирма с дурацким названием. Фирма, у которой директор — урод. Все, что угодно. Объект не важен, важен направленный в его сторону луч ненависти.
Четвертый вопрос. Какими средствами?
Семантическое манипулирование — простая техника со сложным названием. Во-первых, придумайте для врага негативные определения. НАГНЕТАЙТЕ НЕНАВИСТЬ, называйте его только так. «Конкурент» — это слишком мягко. «Эти придурки», «эти нищеброды», «эти селюки» — подбирайте под свой случай. Можно обсмеивать название фирмы или фамилию директора. Не стесняйтесь, мы на войне. Но тут важно закреплять эффект среди персонала, постоянно повторяя одни и те же ключевые слова.
Кроме того, в ходе совещаний и вообще любых разговоров с персоналом используйте воинственную лексику. «Война за рынок», «битва за контракт», «отбить клиента», «отбомбиться рекламой» и т.д.
Самое мелкое достижение врага ваши сотрудники должны считать личной обидой. Любое его поражение должно стать вашей заслугой. Любое ваше поражение — это бой, проигранный из-за коварности врага. «Премии не будет, потому что эти кацапы дали бОльший откат и мы потеряли контракт». Так с помощью внешнего врага можно успешно решать внутренние проблемы. Нечестная конкуренция с его стороны оправдывает ошибки, а угроза экономического шпионажа позволяет туже затянуть гайки в смысле дисциплины.
_______________________________________________
Как обычно, это самое общее вступление в тему. Посетители моих тренингов изучат ее гораздо подробнее.
Lagovas on Март 26th, 2009
малый, не ту литературу читаешь, прибить патриотичность можно и другими методами, но тебе этого, как я вижу, не дано.